ЕГЭ 2025. Экзаменационная работа состоит и з двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти
Интересные задания:
Задание №1. Рассмотрите таблицу «Биология — комплексная наука» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Задание №3. Экспериментатор покормил крыс сухариками из белого хлеба. Как спустя 20 минут в крови крыс изменится концентрация инсулина и глюкагона? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Задание №3. Фрагмент ДНК содержит 132 пары нуклеотидов. Определите количество кодонов в молекуле иРНК, синтезируемой на матрице этого фрагмента ДНК. В ответ запишите только соответствующее число.
Задание №4. Какое количество фенотипов ожидается в потомстве от скрещивания растений львиного зева с промежуточной шириной листьев, если аллель широких листьев неполно доминирует над аллелем узких листьев? Ответ запишите в виде числа.
Задание №5. Каким номером на рисунке показан результат геномной мутации?
Задание №6. Установите соответствие между характеристиками и формами изменчивости, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) формируется под влиянием факторов внешней среды Б) обеспечивается кроссинговером и случайным сочетанием гамет В) наследственная изменчивость, не связанная с мутациями Г) проявляется в пределах нормы реакции Д) связана с изменением последовательности нуклеотидов ДНК Е) приводит к изменению первичной структуры белка.
Задание №7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В световой фазе фотосинтеза происходят следующие процессы:
1) молекулы пигментов поглощают кванты света
2) фермент рубиско обеспечивает фиксацию углекислого газа
3) происходит синтез АТФ в ходе фотофосфорилирования
4) осуществляется фотолиз воды в фотосистеме II
5) из молекул глюкозы синтезируется крахмал
6) происходит окисление переносчика НАДФН
Задание №8. Установите последовательность процессов, происходящих с клеткой в ходе интерфазы, начиная с пресинтетического периода. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование репликативных вилок
2) активизация транскрипции после завершения телофазы митоза
3) формирование двухроматидных хромосом
4) синтез белков в G1-период интерфазы
5) подготовка клетки к последующему делению
Задание №9. Каким номером на рисунке отмечен укороченный побег с пленчатыми и фотосинтезирующими листьями?
Задание №10. Установите соответствие между характеристиками и шишками сосны, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) содержит неоплодотворенные яйцеклетки
Б) содержит развивающиеся семена
В) производит пыльцевые зерна
Г) формирует мужские гаметофиты
Д) раскрытые чешуи несут семязачатки
Е) имеет запечатанные чешуи
Задание №11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К признакам типа Хордовые относятся следующие:
1) замкнутая кровеносная система
2) туловищные почки
3) трубчатая нервная система
4) пять отделов головного мозга
5) внутреннее оплодотворение
6) наличие осевого скелета
Задание №12. Установите последовательность систематических групп, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Певчий дрозд
2) Дроздовые
3) Воробьинообразные
4) Настоящие дрозды
5) Птицы
6) Позвоночные
Задание №13. Какой цифрой обозначен процесс, изучавшийся Конрадом Лоренцом?
Задание №14. Установите соответствие между характеристиками и процессами высшей нервной деятельности, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) осуществляется только на ранних стадиях постэмбрионального развития
Б) врожденная видоспецифическая реакция на раздражитель
В) угасает при неподкреплении безусловным раздражителем
Г) обеспечивает запечатление в памяти образа родителя
Д) происходит формирование условного рефлекса
Е) может возникать и исчезать неоднократно в течение жизни
Задание №15. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе сокращения мышц происходит:
1) изменение длины актиновых филаментов
2) укорочение микротрубочек
3) связывание филаментами ионов железа
4) расщепление молекул АТФ
5) взаимодействие нитей актина с головками миозина
6) сокращение длины саркомера
Задание №16. Установите правильную последовательность структур, по которым происходит перемещение молекулы кислорода в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) левый желудочек
2) капилляры печени
3) бронхиолы
4) митохондрия
5) легочные капилляры
6) гепатоцит
Задание №17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны верные описания физиологического критерия вида Байкальская нерпа. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1)Нерпа является эндемиком озера Байкал и использует острова в акватории озера в качестве лежбищ. (2)Нерпа питается рыбой, в основном бычком и голомянкой. (3)Самки становятся половозрелыми к 3-4 годам, самцы — на год-два позже. (4)Нерпа имеет удивительную способность спать в воде, пока не закончатся запасы воздуха. (5)Под водой она может находиться до 70 минут. (6)За жизнь нерпы вырастают до 160-170 см, набирая до 130 кг массы.
Задание №18. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами первичной сукцессии можно считать:
1) зарастание заброшенного поля сорняками
2) формирование почвы поверх вулканической лавы
3) заселение водоема, образовавшегося при землетрясении
4) смена лугового сообщества болотным
5) зарастание каменистого склона лишайниками
6) восстановление леса на месте вырубки
Задание №19. Установите соответствие между характеристиками и средами жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сильные колебания температур
Б) ограниченность жизненного пространства
В) высокая концентрация кислорода
Г) высокая доступность пищевых ресурсов
Д) снижение освещенности с глубиной
Е) преобладание консументов
1) наземно-воздушная
2) водная
3) организменная
Задание №21. Проанализируйте рисунок. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Список элементов:
1) изоляция
2) снижение генетического разнообразия
3) преимущественно полезные
4) межвидовая борьба за существование
5) преимущественно вредные
6) эффект бутылочного горлышка
7) как вредные, так и полезные
8) повышение разнообразия аллелей
Задание №21. Проанализируйте таблицу «Поведенческие показатели у крыс, неустойчивых к стрессу, в тестах «открытое поле»». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Чем выше степень тревожности крыс, тем большее время они уделяют автогрумингу.
2) Наименьшая степень двигательной активности наблюдалась у крыс при помещении на арену серого цвета.
3) На арене серого цвета животные чувствовали себя наиболее спокойно
4) Первые 4-5 минут после начала теста крысы не решались выйти в центр арены.
5) Чем заметнее животное на фоне арены, тем меньшую активность в тесте открытое поле оно проявляет.
Задание №22. Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему плацебо должно иметь вид и вкус, идентичный рифампицину. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если в одной из групп доля людей, страдающих гипертонией, составила 50%, а в другой — 30%? *Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Задание №23. Как врач может скорректировать назначенную дозу симвастатина при одновременном лечении человека рифампицином? Ответ поясните. Симвастатин назначается при высокой концентрации холестерина в крови. Какое заболевание развивается при отложении холестерина в сосудах? Почему это состояние может привести к инфаркту миокарда?
Задание №24. На рисунках показано строение листьев сирени. Какой из рисунков (А или Б) соответствует световому, а какой — теневому листу? По какому признаку это можно определить? Листья какого типа имеют большую густоту сети жилок? Какое значение это имеет для указанного типа листьев? Аргументируйте свой ответ, исходя из строения и функций жилок листа.
Задание №26. В Гималаях проживает народность шерпы — потомки жителей Тибета, которые переселились в окрестности Эвереста и обитают на высоте 3000- 4000 метров над уровнем моря. Обычными «равнинными» людьми такие высоты переносятся очень тяжело. Что является причиной плохого самочувствия неприспособленных людей на большой высоте? Ответ поясните. Генетические исследования показывают, что у шерпов имеются мутации в гене EPAS1, которые позволяют поддерживать концентрацию гемоглобина в крови на низком уровне. Этот довольно неожиданный эффект обеспечивает поддержание пониженной вязкости крови и предотвращает некоторые проблемы функционирования кровеносной системы. Какую пользу шерпам приносит фенотипический эффект мутации в гене EPAS1? Эндотелий сосудов шерпов способен продуцировать большое количество монооксида азота (NO), обеспечивающего расслабление гладкомышечной ткани сосудов. Объясните значение этой адаптации.
Задание №26. В классе Млекопитающие выделяется группа Афротерии (см. рис.), сформировавшаяся в позднем меловом периоде на континенте АфроАравия. Некоторые виды афротериев проявляют удивительное сходство с представителями отряда Насекомоядные из клады Лавразиатерии. Например, большой ежовый тенрек покрыт острыми иглами (видоизмененными волосами) и при опасности сворачивается в шар. В результате какого эволюционного процесса возникло сходство тенрека и ежа? Аргументируйте свой ответ, опираясь на представленные данные. Какими по происхождению органами можно считать иглы ежа и тенрека? Ответ поясните. Существующие в настоящее время тенреки (31 вид) являются эндемиками Мадагаскара — острова, отделившегося от Африканского континента до обособления клады Афротериев. Объясните, каким образом предки тенреков могли попасть на Мадагаскар. Благодаря какому эволюционному явлению возникло существующее разнообразие тенреков?
Задание №27. Положительный резус-фактор (R) у человека — аутосомный доминантный признак. В монгольской популяции резус-отрицательная кровь встречается у 6 человек из 1000. Рассчитайте частоты аллелей положительного и отрицательного резус-фактора, частоты всех возможных генотипов в данной популяции, если она находится в равновесии Харди-Вайнберга. Поясните ход решения. При расчетах округляйте значения до четырех знаков после запятой.
Задание №28. У человека миодистрофия Дюшенна наследуется сцепленно с Ххромосомой. Аллель гена перепонок между пальцами ног наследуется голандрически (по гетерогаметному полу). Здоровая женщина без перепонок между пальцами ног вышла замуж за мужчину без рассматриваемых заболеваний. Их здоровая дочь в браке с мужчиной без миодистрофии, но с перепонками между пальцами ног, родила сына, имеющего обе рассматриваемые аномалии. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение сына с одним из рассматриваемых заболеваний? Ответ поясните.
Вам будет интересно:
ЕГЭ по биологии 11 класс 2024. Новый тренировочный варианты (задания и ответы)