Анализ. Пример анализа работы школьной библиотеки в школе за прошедший 2024-2025 учебный год с выводами и рекомендациями. Задачи, цели и план работы на 2025-2026 учебный год.
Скачать анализ работы: Скачать
Главная цель работы библиотеки — научить детей рациональным приёмам работы с книгой, поиску и анализу материала, привить интерес к книге и чтению. Работа школьной библиотеки в 2024/2025 учебном году была направлена на реализацию следующих задач: -обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов, оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах; -формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;
-обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам, оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации; -сбор, накопление и обработка информации и доведение её до читателя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке; -развитие содержательного общения между читателями, воспитание культуры общения; -воспитание у учащихся бережного отношения к книге; -пропаганда литературы о родном крае; -пропаганда литературы в помощь усвоения школьной программы; — развитие у детей интереса к учебе и книге;
В течение года школьная библиотека работала по следующим направлениям:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с педагогическим коллективом.
3. Формирование фонда школьной библиотеки.
4. Массовая работа.
5. Справочно-библиографическая работа.
Школьная библиотека работала по привлечению учащихся к систематическому чтению, оказывая помощь в выполнении государственной программы обучения и воспитания школьников. В течение года проводилась работа по сохранности школьного библиотечного фонда, по привитию учащимся потребности в постоянном самообразовании, уделялось внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода и в течение всей жизни.
Содержание и организация работы с читателями
В 2024/2025 учебном году средние показатели читательской активности несколько повысились, хотя могли бы быть еще выше. Активные читатели: ученики 1-4 классов, в среднем звене это ученики – 5, 6 и 7 классов классов. Знакомство со школьной библиотекой у учащихся первого класса традиционно происходит в сентябре. Для них проходит экскурсия: «Дом, в котором живут книги». Во время библиотечного урока учащиеся знакомятся с понятием “библиотека”, “библиотекарь”, “книжный фонд”. Этот урок проходит интересно, познавательно со стихами, загадками. Следует отметить, что уровень читающих ребят в начальной школе увеличился за последний год. В основном, читательским спросом пользуются периодические издания, особенно в 1-4 классах. Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями.
Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя. Выявлен основной фактор спроса литературы: учебный. Учителя – предметники систематически информируются о новинках учебной и методической литературы, поступающей в библиотеку. Проводится работа среди учащихся по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Традиционно в течение этого учебного года совместно с учителями – предметниками и классными руководителями были проведены беседы по темам: -«Знакомство с библиотекой» -«Выбор книги в библиотеке» -«О книге и библиотеке» -«Справочная литература: энциклопедии, словари, справочники» и др. На этих занятиях ребята познакомились с новинками периодических изданий, предназначенными для их возраста, узнали о справочном аппарате библиотеки, научились выбирать книги самостоятельно.
Общие выводы и предложения:
1. Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала. 2. Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися. 3. Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы, поэтому необходимо совместно с администрацией школы и родительским активом изыскивать средства для этого. 4.Библиотека нуждается в полном обновлении фонда учебной литературы (в связи с «Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Приказ Министерства просвещения № 769 от 05.11.24 с изменениями).
Работа с библиотечным фондом:
— изучен состав фондов и анализ их использования; — проведена работа с Федеральным перечнем учебников на 2024-2025 г., 2025 – 2026 уч.г. — подготовлен перечень учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, сформирован общешкольный заказ на учебники и учебные пособия на 2025-2026 учебный год. Периодические издания школа не получает.
Работа с фондом учебной литературы:
Фонд учебников расположен в абонементом зале. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию. По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников. В августе 2024 г. в библиотеке выдавались учебники учащимися с 1 по 11 классы. Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Поставка учебников на 2025-2026 уч.г. планируется до 31.07.2025. Также проводилась следующая работа: 1. приём и техническая обработка новых учебных изданий (август — сентябрь 2024 года); 2. прием и выдача учебников (август 2024 года, май-июнь -2024года); 3. информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий; 4. обеспечение сохранности: рейды по проверке учебников.
Рейд осуществлялся методистом и членами детской организации. Целью рейда было проверить: — наличие учебников на уроке, — внешний вид учебников, — наличие съемной обложки. В результате проверки комиссия сделала следующие выводы: большинство учащихся держат учебники в удовлетворительном состоянии, носят их согласно школьному расписанию и следят за его санитарным состоянием. С учащимися, у которых учебники без обложек или требуют мелкий ремонт (подклеить, заменить обложку, стереть ластиком пометки) была проведена беседа «О бережном отношении к школьному учебнику».
Это относится, в основном, к учащимся 5-9 классов. У учащихся начальных классов учебники в хорошем состоянии. 5. контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий; 6. списание фонда учебников с учётом ветхости и учебных программ (документы подготовлены, отправлены в экономический отдел в марте — апреле); 7. ремонт книг (в течении года); 8. контроль за и поддержание санитарного состояния библиотеки (постоянно, в течение учебного года). Комплектование учебниками проходило по плану. Поступившие учебники своевременно учтены и обработаны. Приём и выдача учебников производится по графику.