ЕГЭ 2024. Подборка аргументов к трём разделам итогового сочинения. Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека. Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека. Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание,» главный герой Родион Раскольников ставит перед собой вопрос: «Являюсь ли я чудовищем, или у меня есть право?» Он размышляет о возможности совершить убийство во имя тысячи благих дел. Раскольников считает, что люди делятся на две категории: одни — сильные и властные, имеют право формировать судьбы других, а другие — слабые, вынуждены подчиняться воле тиранов. Раскольников решает проверить эту антигуманную теорию на практике, но в итоге разочаровывается в самом себе. Во время своего пребывания в ссылке, он видит сон о микроскопических существах, трихинах, которые вторгаются в тела людей и сделали их безумными. Зараженные считают себя носителями истины, и их высокомерие, эгоизм и уверенность в своей всемогущести приводят к возникновению страшных преступлений. Этот сон доказывает Раскольникову несостоятельность его теории. Достоевский подчеркивает, что никто не имеет права посягать на жизнь другого человека и лишать его естественного права на существование.
2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова, Печорин, является представителем литературного типа «лишнего человека» не случайно. Он строго критикует каждое свое действие и, как выразил В.Г. Белинский, «судит сам себя суровее всех». В одном эпизоде из повести «Тамань», например, Печорин сознательно рискует своей жизнью, соглашаясь на свидание с ундиной, хотя признает, что не умеет плавать. В своем дневнике он отмечает, что не ценит свою жизнь, и его единственным побудителем является любопытство. В своем постоянном поиске смысла Печорин следует первым внутренним порывам, но быстро утрачивает интерес к окружающим людям. Он ощущает глубокую несчастья, так как не знает, «для чего он был рожден» и какова цель его жизни, и всегда ощущает себя «игрушкой в руках судьбы.
3. А.Н. Островский «Гроза»
Главная героиня драмы А.Н. Островского Катерина – глубоко верующий человек. Она делится с Варварой сокровенными мыслями о тяжёлой семейной жизни, противопоставляя ей милую сердцу юность. Тогда Катерина была нравственно чистой девушкой, которая с благоговением думала о Боге и видела ангелов во время молитвы. Ей снились «золотые храмы», «необыкновенные сады», прекрасные песни, а временами казалось, что она может подняться в воздух и улететь. После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась: «Да здесь всё как будто из-под неволи!» Действительно, очень тяжело терпеть постоянные замечания и оскорбления со стороны жестокой свекрови. Желание обрести личное счастье толкает Катерину на измену, но это оказывается невозможным, и девушка решается на самоубийство. Мы видим, как религиозный человек, задавленный средой, идёт против Бога и совершает грех, не выдерживая внутреннего разлада и угрызений совести.
4. Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе-эпопее «Война и мир» поднимается проблема духовного поиска, и каждый любимый персонаж Л.Н. Толстого решает её по-своему. Так, например, Наташа Ростова проходит большой и тернистый путь, совершает ошибки и благодаря этому получает бесценные нравственные уроки. Она с честью выдерживает жизненные испытания и становится толстовским идеалом жены и матери. На протяжении всего произведения писатель подчёркивает близость Наташи к русскому народу. Л.Н. Толстой восхищается героиней, когда она вкладывает всю душу в народный танец, будучи «графинечкой, воспитанной эмигранткой-француженкой». Наташа Ростова обладает необыкновенным обаянием, которое никого не оставляет равнодушным. Даже несимпатичный автору Анатоль Курагин поддаётся её очарованию, и в этот момент Наташа впервые оступается, идёт на поводу у внезапно нахлынувших чувств. Но после этого случая героиня меняется, и князь Андрей перед смертью прощает её. В эпилоге Л.Н. Толстой пишет, что Наташа Ростова всецело отдаёт себя семье и совсем не интересуется светским обществом. Забота о муже и здоровье своих детей становится для неё смыслом жизни. Таким образом, мы видим эволюцию человека, который постепенно обретает желанное счастье.
5. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», – эта цитата из философской драмы И.В. Гёте «Фауст» является эпиграфом к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно сказать, что именно она достаточно чётко определяет противоречивый характер Воланда. С одной стороны, булгаковский герой – воплощение нечистой силы. Он обличает человеческие пороки и наказывает людей за их грехи. Каждый отступник получает по заслугам: взяточник Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику, лживый Варенуха становится вампиром, ленивый Стёпа Лиходеев «отправляется в путешествие», доносчик барон Майгель лишается жизни. Тем самым Воланд пытается восстановить справедливость. Он совершает и по-настоящему благородные поступки: помогает Маргарите и дарует мастеру покой. Таким образом, Воланд – это сочетание двух противоположностей, он сам служит прекрасным доказательством собственного тезиса: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла?»
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева, поднимается вопрос о конфликте поколений, где «отцы» часто не могут понять «детей», их взгляды на жизнь и ценности кажутся совершенно непонимаемыми. Главный герой, Базаров, нигилист, олицетворяет радикальное отрицание устаревших принципов и идеалов. Он высмеивает Николая Петровича, который погружен в Пушкина и играет на виолончели. Павел Петрович, аристократ, становится его философским оппонентом. Однако в конечном итоге идеи нигилизма не выдерживают испытания реальностью, и традиционные ценности оказываются прочнее рационализма и скептицизма. Тургенев подчеркивает важность духовных ценностей над материальными и значение крепких семейных уз.
2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
В комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» поднимается тема разрушения дворянских усадеб. Второе действие пьесы символично показывает противопоставление красоты вишневого сада, символизирующего юность и счастье, телеграфным столбам. Новое поколение, представленное Лопахиным, вносит новый порядок в жизнь и не ценит красоту и историю. Пьеса поднимает вопрос о неизбежных изменениях и смене поколений, о необходимости адаптации к новым реалиям.
3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» исследует вопрос о поиске счастья и смысла жизни. Герои отправляются в поисках самого счастливого человека, но не находят окончательного ответа. Однако Григорий Добросклонов становится ближайшим претендентом на этот статус, так как он готов жертвовать собой ради блага других и служить своей Родине.
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Петруша Гринёв переживает трансформацию от недоросля к ответственному и честному человеку. Его отец советует ему беречь честь с молоду, и это совет остается с ним на протяжении всей жизни. Петруша следует этому принципу и не позволяет себе нарушать честь даже в самых тяжелых обстоятельствах. Роман поднимает важный вопрос о ценности духовных ценностей и их роли в жизни человека.
5. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» противопоставляются две системы ценностей — дворянская и крестьянская. Дворяне считают себя выше всех, игнорируя труд крестьян и не уважая их прав. Главный герой Скотинин является негативным образом представителем дворянства, который пренебрегает уважением к другим и считает, что только время и деньги имеют значение. Фонвизин поднимает важные вопросы о социальных и культурных различиях и необходимости изменения устаревших систем ценностей.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» природа играет значительную роль, подчеркивая особенности характеров героев. Татьяну Ларину автор описывает как «милый идеал», связывая ее с природой. В начале пятой главы, через глаза Татьяны, Пушкин создает живописное описание окружающей природы. Он подчеркивает, что именно она видит «поутру побелевший двор», «деревья в зимнем серебре» и горы, «устланные блистательным ковром». Мир природы представлен как светлый и волшебный, что подчеркивает внутренний мир Татьяны. Подобная атмосфера помогает автору создать параллель между Татьяной и русской зимой, показывая взаимосвязь между окружающей природой и душевным состоянием персонажей.
2. А.П. Чехов «Ионыч»
В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» главная героиня мечтает стать известной пианисткой и считает себя обладающей достаточным талантом, культурой и образованием для этой цели. Доктор Старцев сильно преувеличивает ее достоинства и качества. Он пытается вести с ней серьезные разговоры о искусстве, но в такие моменты Котик часто неподходящим образом смеется или уходит. Екатерина Ивановна высоко ценит свой собственный талант и даже готова отказаться от личного счастья в пользу достижения славы как музыканта. Однако можно заметить, что в первую очередь ее мечта связана с желанием славы и признания, в то время как истинное искусство требует полной самоотдачи и жертв. По-настоящему талантливый человек находит удовольствие в самом творческом процессе, а не только в поисках славы. Экатерина Ивановна не смогла достичь своей цели и, в конечном итоге, разочаровалась в себе, так и не став профессиональным пианистом.
3. М.А. Булгаков «Собачье сердце»
«В романе М.А. Булгакова «Собачье сердце» рассказывается о необычной операции, проведенной профессором Преображенским. В 1920-е годы наблюдается увеличенный интерес к разнообразным научным экспериментам и открытиям. Многие ученые стремились найти способы омоложения человека, а некоторые даже серьезно рассматривали идею создания эликсира бессмертия. Профессор Преображенский также занимается исследованиями в области усовершенствования человеческой природы и решается на сложную операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент превращает обычного бродячего пса в человека. Однако Шариков остается почти безразличным к человеческим ценностям: он невежествен, груб и морально деградирован. Булгаков поднимает вопрос о противоречивости научно-технического прогресса: даже благие намерения могут привести к настоящей трагедии, если ученый отказывается нести ответственность за последствия своих действий.
4. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», один из центральных персонажей представлен как индивид с недостаточным уровнем культурного развития. Фамусов, при всем своем утверждении в интеллигентности и знании правил светского поведения, на самом деле выказывает крайне негативное отношение к образованию, видя его как источник опасных свободомыслящих. По сценарию, как его двоюродного брата, который предпочитает чтение литературы к карьерным амбициям, так и племянника княгини Тугоуховской, увлекающегося естественными науками, воспринимают с недопониманием и осуждением в кругах фамусовского общества. Даже выдающие передовые идеи Чацкого объявляют сумасшедшими. В итоге, проявляется мир, лишенный культурной и духовной составляющей, где ценности сводятся к мнимым и пустым амбициям.
5. Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Научно-технический прогресс иногда может приносить человечеству не только пользу, но и ужасающий ущерб. Роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» раскрывает трагические последствия научного эксперимента, направленного на увеличение умственных способностей. Сначала он казался успешным и привел к поразительным результатам. Чарли Гордон, интеллектуально отсталый с детства, постепенно превращается в нормального человека. Однако это не делает героя счастливым, так как он становится гением и чувствует себя одиноким и изолированным. В конечном итоге персонаж теряет свои приобретенные искусственным путем способности, подтверждая неудачность проведенного эксперимента. Д. Киз заставляет читателей задуматься о том, как новые технологии могут разрушительно воздействовать на человека.
Вам будет интересно:
Фильмы, которые подойдут для аргументации к итоговому сочинению ЕГЭ