ЕГЭ по русскому 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант (задания и решения)

ЕГЭ по русскому 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант (задания и ответы)ЕГЭ 2024. Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).


Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.

В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

Интересные задания

Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета. Примером может служить всем известная «падающая башня» в Пизе: она ещё стоит, потому что отвесная линия из её центра тяжести пока не выходит за пределы основания.

Не обязательно проводить эксперимент, чтобы заметить, в каком положении труднее удержать равновесие — стоя на двух ногах, на одной ноге или балансируя на канате. Конечно, труднее всего стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы.

Старые моряки и по суше ходят странной, раскачивающейся походкой, но не потому, что приобрели хроническое головокружение. Корабль постоянно следует движению волн, поэтому отвесная линия из центра тяжести тела ежесекундно выходит за пределы пространства, занятого ступнями, и моряки вырабатывают привычку ступать, широко расставляя ноги, <…> основание их тела захватывало возможно большее пространство.

И наоборот, минимальную точку на поверхности вынуждены занимать те, кто несёт на голове объёмный или хрупкий груз, как это было принято, например, в традиционных культурах стран Востока. Ещё и сейчас можно встретить изящные изваяния женских фигур с кувшином на голове: малейшее уклонение грозит вывести центр тяжести (приподнятый в таких случаях выше обычного положения) из контура основания, и тогда равновесие фигуры будет нарушено.

1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот союз.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПРЕДМЕТ. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена познавательная или творческая деятельность. Основной п. научного исследования. Возвышенный п.
2) ЦЕНТР. Точка в геометрической фигуре, теле, обладающая каким-н. только ей присущим свойством и обычно получаемая пересечением линий, осей, плоскостей. Ц. окружности.
3) ОСНОВАНИЕ. Право на что-л., на осуществление чего-л. Действовать на основании закона. На законном основании.
4) ТЕЛО. Основная часть чего-л. Т. позвонка. Т. поршня. Т. плотины.
5) ВОСТОК. Страны, расположенные в этом направлении (в отличие от стран Европы). Архитектура Востока..

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Строгая официальность текста предполагает полный отказ от разговорной и стилистически нейтральной лексики. В тексте используется только научная лексика.
2) Для текста характерно употребление многозначного слова в одном, определённом значении. Например: положение, центр, основание, линия, пространство, равновесие и др.
3) В первом предложении текста формулируется тезис (Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета), затем автор текста обосновывает справедливость тезиса (второй абзац) и приводит примеры (третий и четвёртый абзацы).
4) Противопоставление содержания третьего и четвёртого абзацев выражено с помощью слова наоборот.
5) Цель автора текста — доложить о результатах экспериментов, которые он проводил самостоятельно.

4. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) бАнты
2) дозвонЯтся
3) осведомИться
4) довЕрху
5) озлОбить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово Согласно ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ правилам, даты отпуска сотрудник должен согласовывать за 40 дней до даты планируемого отдыха. Преподаватель отправил учебное видео, чтобы мы посмотрели его и ДОПОЛНИЛИ свои конспекты. Жители южных провинций этой страны уже несколько лет находятся в БЕДСТВЕННОМ положении. Зимой в Петербурге стоит НАДЕВАТЬ теплую одежду, даже если кажется, что на улице тепло. Чтобы разобраться с этой ошибкой, мне нужно получить доступ в ИСХОДНЫЙ код этой программы.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Весной пыльца цветущих деревьев может организовать аллергические реакции.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на диван
ДВУМЯСТАМИ группами
БОЛЕЕ КРАСИВАЯ картина
политические ЛАГЕРЯ
две пары ЧУЛОК
Ответ: лагери

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении сложного предложения
1) Все горожане видели, что на короле нет одежды, но только благодаря крика смелого мальчика сам правитель услышал, что он на самом деле голый.
2) Король спросил у ткачей, что умеют ли они шить красивые платья, которые могут покорить своим видом сотни людей.
3) Иностранные ткачи согласились сшить для любящего покрасоваться новым нарядом короля платье.
4) Вручив королю платье, правитель сразу же надел его и отправился на праздник.
5) Обманщики поставили два ткацких станка и стали делать вид, что усердно работают, а на самом деле только изображали труд.
6) Нимало не стесняясь, мошенники требовали у короля золотые нити и шелк, прятали материалы и говорили, что нам требуются еще и бриллианты для украшения наряда.
7) Ткачам удалось обмануть короля и всех его приближенных, потому что никому не хотелось показаться пребывающим человеком не на своем месте.
8) Скоро все вокруг поверили в чудесную ткань, которую не дано увидеть глупцам.
9) Король был очень доволен новым платьем и по примерке наряда сразу же спросил мнение у всех министров.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ск..калка, пл..нировка, выр..внять (относительно потолка)
2) ст..пендиат, ком..дийный, со..динение
3) несг..раемый, ш..лун, пр..цент
4) ц..ферблат, ц..ркуль, прим..рение
5) ш..пот, ш..лковый, деш..вый

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пре..видеть, о..ставить, по..скочить
2) раз..чаровать, в..брать, пр..бираться (сквозь заросли)
3) непод..ёмный, с..ёжиться, с..езд
4) пр..возмогать (боль), сопр..частность, пр..дворный
5) спец..нструмент, пост..мпрессионизм, пред..нфарктный

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прикле..вать, отлавл..вать
2) ключ..к, письм..цо
3) удачл..вый, кирпич..к
4) обогр..вать, замш..вый
5) черед..вать, угр..ватый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (сыр) плав..тся, обтека..мый
2) скуча..щий, поко..щийся
3) просе..нная (мука), (они) бор..тся
4) (событие) навева..т (воспоминания), омыва..мый
5) (бабушка) кашля..т, (птица) щебеч..т

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) С (НЕ)ПРИВЫЧКИ Турбину показалось даже страшно в ней: так было жарко, низко и людно. 2) На снег, (НЕ)ТРОНУТЫЙ никем, легли тени. 3) Книга вовсе (НЕ)ИНТЕРЕСНА. 4) (НЕ)ИГРАЮЩИЕ, ложась друг другу на плечи и почти доставая головами до потолка, покрытого от черной топки словно черным густым лаком, теснились к столу. 5) (НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ ошибка привела к двойке.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов 1) Временами ОТКУДА(ТО) набегала безобидная тучка и (ТОТ)ЧАС проливалась быстрым светлым дождём. 2) (И)ТАК, в сюжете рассказа нет действующего человека, (ЗА)ТО его присутствие мы ощущаем постоянно. 3) Поезд (В)СКОРЕ тронулся, и всё (НА)ДОЛГО потонуло в перестуке колёс. 4) В мае пришло письмо из редакции, и не успел я ответить, как (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ письмом пришло второе. 5) В роще чувствовалась КАКАЯ(ТО) необыкновенная свежесть, и (ОТ)ТУДА уже сочился осенний воздух.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Взволнова(1)ый известиями, он немедле(2)о направился в посольство, чтобы решить вопросы, которые связа(3)ы с его пребыванием в стране и не лише(4)ы срочности.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) В детских воспоминаниях отеческий дом всегда казался ему удобным и комфортабельным. 2) Я достал из ящика конспекты по высшей математике и генетике и начал внимательно изучать материал. 3) Глубинный смысл стоит искать не только в толстых классических романах но и в небольших детских сказках. 4) Творчество Ван Гога полно тайн загадок и сложных шифров. 5) Вдруг я вспомнил свою давнюю командировку и все ее приятные и радостные моменты.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пойманный на свадьбе (1) букет (2) стал для девушки (3) изначально не желавшей приходить на мероприятие (4) настоящей неожиданностью (5) ознаменовавшей скорую свадьбу.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ах (1) война (2) что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб — разлуки и дым, Наши девочки (3) платьица белые Раздарили сестренкам своим. Сапоги — ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон… Вы наплюйте на сплетников (4) девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад… До свидания (5) девочки! Постарайтесь вернуться назад. (Б. Ш. Окуджава)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Психологически здоровый человек знает свои границы (1) вследствие чего (2) ведёт себя (3) так (4) чтобы не доставлять неприятностей другим людям и при этом чувствовать себя комфортно.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. В тот вечер мы ужинали всей семьей (1) и (2) когда мы уже собрались вставать из-за стола (3) отец сообщил (4) что к нам приедут дальние родственники.

(1)Подъезжая к Варшаве, вы уже знаете, что более чем на девяносто процентов этот город был разрушен во время последней войны и фактически представлял собой огромное по протяженности скопление руин, да и не руин в строгом смысле этого слова, а холмов битого кирпича, щебня, перемешанного со стеклом и искореженной железной арматурой. (2)Трудно было подступиться к развалинам, существовала уже точка зрения, не оставить ли все, как есть, а столицу перенести в другой город, куда-нибудь в Люблин или Краков, мало ли в Польше хороших и популярных городов. (3)Но, значит, есть что-то такое для народа в слове «столица» и в том, что именно, в данном случае, Варшава — столица, что нельзя было без огромного морального ущерба бросить на произвол судьбы то место, которое в течение нескольких веков называлось Варшавой.
(4)Город восстановили, построили заново, возвели так, что трудно представить себе, будто на берегах Вислы была только груда развалин. (5)Особенно трудно представить, потому что весь центр Варшавы поляки восстановили в таком виде, в каком он был до войны. (6)Так называемый Старый город — средневековая часть Варшавы — замечательный по красоте и общему архитектурному колориту ансамбль выглядит так же, как он выглядел в средние века. (7)Правда, строители пошли на компромисс: за средневековыми фасадами, под остроконечными крышами люди живут теперь в современных благоустроенных квартирах, с газом и горячей водой, а под железным рыцарским сапогом торгуют модными туфельками на тончайших гвоздиках. (8)На Замковой площади не хватает для завершения ансамбля только одной детали — самого замка. (9)Но уже есть решение построить и замок, уже идет сбор средств на его восстановление — народ хочет, чтобы замок был. (10)Что же, может быть, такой уж старомодный народ поляки, тянет их к старине, может быть, у них отсутствует чувство нового и все их взгляды обращены назад, в глубины истории, а не в будущее, которое они теперь сами же строят?
(11)Но достаточно выехать на любую окраину Варшавы, достаточно увидеть промышленный город — Новую Гуту возле Кракова, чтобы убедиться воочию, насколько и в какой степени у поляков развито чувство нового. (12)Созданы огромные кварталы, даже целые города в
современном стиле. (13)Но все же, если поляк захочет вам показать свою столицу, он начинает с Краковского предместья, с Замковой площади, с так называемого Старого Мяста, то есть с той средневековой Варшавы, о которой только что шла речь.
(14)Да не в том ли все дело, чтобы иметь возможность показать иностранцу, похвалиться перед ним стариной, внушить ему уважение к собственной стране и собственной нации, которая вон еще когда умела уже строить вон какие дворцы, соборы и замки, создавать вон какие городские ансамбли! (15)Не к тому ли сводится все значение памятников старины, памятников архитектуры и искусства? (16)Но если так, то бог с ними, с иностранцами, с заморскими туристами. (17)Стоит ли ради них тратить энергию и средства на поддержание, на реставрацию и сохранение старинной архитектуры, стоит ли вообще принимать в расчет иностранцев, если нам самим с практической стороны все это не так уж важно и нужно?(18)К сожалению, подобные мнения существуют, мало того, подча высказываются в печати, а подчас и решают судьбу того или иного памятника. (19)А ведь древние памятники — это те же рукописи, те же сказания и поэмы.
(20)Каменные песни, каменный фольклор, каменные былины — так говорят иногда про замечательные памятники древней русской архитектуры. (21)Киевская София построена, например, на месте битвы с печенегами и представляет собой вдохновенную песню в честь победы. (22)Грандиозен и величествен ансамбль Ростова Великого бывает и просто лирика. (25)Самым лирическим, самым просветленным и чистым произведением народного гения Древней Руси является, несомненно, церковь Покрова-на-Нерли. (26)Почти никто из многочисленных туристов не смотрит на нее как на церковь, так же как мало кто думает, глядя на «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, что, в сущности, он любуется обыкновенной иконой. (27)Правда, что в прошлом, особенно в средние века (но и позже тоже), искусство часто выливалось в религиозные формы. (28)Для нас теперь памятники этого искусства имеют совсем иное значение: историческое, научное, воспитательное, эстетическое и какое угодно, меньше же всего — религиозное.
(29)Каждый памятник — свидетель своей эпохи. (30)Иногда говорят: безмолвный, немой свидетель. (31)Но это неверно. (32)Напротив, очень даже красноречивый; нужно только уметь слушать (ну, или смотреть). (33)Печать времени, печать эпохи лежит на каждом архитектурном сооружении, воздвигнутом нашими предками. (34)Тогда мы говорим о воспитательном значении памятников старины. (35)Воспитывают же они едва ли не самое драгоценное и самое лучшее — любовь к Родине и родной земле, к родному народу, его истории, культуре — все, что мы называем емким словом — патриотизм.
(По В. Солоухину*)
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — поэт, прозаик, публицист

21. Найдите предложения, в которых запятые ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) На сегодняшний день подросткам кроме посещения школы необходимы иные виды деятельности, которые помогут им справиться со стрессом. 2) Вопервых, учебное заведение могло бы оснащать спортивные залы инвентарём. 3) Было бы желательно предоставить учащимся коврики для йоги, беговые дорожки, настольный теннис. 4) Во-вторых, подростки нуждаются в зоне отдыха. 5) Например, многие школьники очень хотят спать между уроками. 6) Отличный выход – сделать кабинет, наполненный тишиной и спокойствием.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Главная цель сохранения памятников – показать их иностранцам и похвалиться. 2) В тексте памятники сравниваются с рукописями, сказаниями и поэмами. 3) Сегодня памятники имеют религиозное значение. 4) Каждый памятник — безмолвный, немой свидетель своей эпохи. 5) Памятники несут воспитательную функцию.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 7 есть элементы описания. 2) Преобладающий тип текста — рассуждение. 3) В предложениях 29-35 представлено повествование. 4) Предложение 32 содержит вывод из предложения 30. 5) В предложениях 14-15 представлено рассуждение.

24. Из предложения 16 выпишите выражение согласия, примирения в значении «пусть будет так».

25. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и вводного слова.

26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. В тексте автор много рассуждает на тему сохранения памятников, для выражения собственного мнения используются (А) (“значит” в предложении 3, “правда” в предложении 7, “может быть” в предложении 10 , “К сожалению” в предложении 18). Также употребляется иные синтаксические средства  — (Б) (предложения 1,4, 13, 28, 35), с помощью которых выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли, и (В) (предложения 10, 15, 17). Передаёт отношение автора к проблеме троп (Г) (“красноречивый” в предложении 32, “просветленным и чистым произведением” в предложении 25).

Вам будет интересно:

ЕГЭ по русскому 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант (задания и решения)

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *