ЕГЭ 2024. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти
Интересные задания:
1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам межнациональных отношений.
1) этническое смешивание;
2) сепаратизм;
3) ассимиляция;
4) культурный плюрализм;
5) этнический конфликт;
6) коллективизм.
2. Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Научное познание – это форма познания, основанная на восприятии и интерпретации художественных образов.
2) Научные исследования должны проводиться без предвзятости и субъективности, а результаты должны быть подтверждены независимыми исследованиями.
3) Научное познание является неформальным и интуитивным, и не требует специальных знаний и навыков.
4) Одним из основных методов научного познания является эксперимент.
5) Научное познание стремится к созданию единой теории, которая объясняет все явления и объекты мира.
3. Установите соответствие между характеристиками истины и её видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) исчерпывающее знание
Б) может быть скорректировано со временем
В) соответствие реальности
Г) зависит от способа измерения
Д) объективность
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
1) абсолютная
2) относительная
3) и абсолютная, и относительная
4. Представьте, что вы помогаете учителю сделать презентацию к уроку «Мораль и религия как регуляторы жизни общества». Один из слайдов называется: «Исключительные признаки религии». Что бы вы включили в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты. 1) основана на вере в сверхъестественное 2) базируется на системе догм 3) регулирует поведение людей 4) оценивает поведение людей 5) устанавливает понятие «грех» и наказание за него 6) имеет санкции за неисполнение.
5. Выберите верные суждения о ценных бумагах, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Акции бывают именными и на предъявителя.
2) Привилегированная акция не даёт право управления предприятием.
3) Фьючерсы и опционы – разновидность ценных бумаг.
4) Кассовый чек является ценной бумагой.
5) Ценные бумаги покупать и продавать могут только юридические лица.
6. Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) на рынке есть только один продавец
Б) никто из участников рынка не обладает большей информацией, чем остальные
В) участники рынка часто обладают какими-тоуникальными, секретными технологиями
Г) товары на рынке почти одинаковые
Д) на рынке действуют несколько продавцов
ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ
РЫНКОВ
1) чистая (совершенная) конкуренция
2) олигополия
3) монополия
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
7. В стране Z сократилось предложение овощных консервов на соответствующем рынке. Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рост стоимости овощей 2) появление новых, более совершенных технологий консервирования 3) уменьшение количества продавцов консервов 4) появление моды на употребление мяса 5) увеличение издержек производства.
8. Выберите верные суждения об этническом конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Этнический конфликт представляет собой разновидность социального конфликта. 2) Расовая дискриминация является причиной межнациональных конфликтов. 3) Этнические конфликты редко доходят до вооруженных столкновений. 4) Предрассудки и стереотипы обыденного сознания – одна из частых причин этнических конфликтов. 5) Национализм – идеология и политика, предполагающая равенство прав всех наций, населяющих государство.
9. В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан в стране Z им задавали вопрос: «Что важнее всего в молодости? Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Закончить образование считают важным в молодости больше мужчин, чем женщин. 2) Среди женщин больше тех, кто считает, что в молодости важно завести семью. 3) Одинаковое количество опрошенных считают важным накопить деньги в молодости. 4) Никто не считает важным закончить образование в молодости. 5) Одинаковое количество опрошенных считают важным завершение образование в молодости.
10. Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Политический абсентеизм не существует в демократических государствах. 2) Профессиональное политическое участие характерно для политиков. 3) Политическое участие может быть как добровольным, так и принудительным. 4) Политическое участие не важно для построения демократического режима. 5) Политическое участие возможно только в республиканских государствах.
11. Конституция провозглашает государство Z демократическим унитарным республиканским государством. Что из приведённого характеризует политический режим государства? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики. 1) власть передается по наследству 2) все, включая чиновников, подчиняются закону 3) необходимость принятия законов 4) власть меняется каждые 4 года 5) реализация на практике принципа разделения властей 6) в стране проходят альтернативные выборы.
12. Конституция РФ провозглашает Россию федеративным государством. Какие из приведённых характеристик общественной жизни иллюстрируют это положение Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) государство состоит из равноправных субъектов 2) церковь отделена от государства 3) в государстве осуществляется защита материнства, отцовства и детства 4) существует разграничение полномочий между центром и субъектами 5) субъекты государства равноправны.
13. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
А) отчет об исполнении государственного бюджета
Б) разработка проекта федерального бюджета
В) назначение председателя ЦБ
Г) обсуждение (чтение) федеральных законов
Д) представление страны на международной арене
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1) Президент РФ
2) Государственная Дума РФ
3) Правительство РФ
14. Выберите верные суждения об уголовном праве. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Уголовное право базируется на принципе неравенства сторон. 2) Потерпевший представляет собой сторону защиты. 3) Уголовное право относится к публичным отраслям права. 4) За некоторые преступления ответственность наступает с 14 лет. 5) Смертная казнь применяется в РФ.
15. Установите соответствие между требованиями к трудоустройству и категориями граждан: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТРЕБОВАНИЯ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ
А) обязательный медосмотр
Б) отпуск 31 календарный день в любое удобное время
В) рабочая неделя не более 40 часов
КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН
1) совершеннолетние
2) несовершеннолетние
16. Что из перечисленного относится к культурным правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) свобода творчества 2) защищать Отечество 3)направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы 4) право на участие в культурной жизни 5) избирать и быть избранным в органы власти.
17. Какова роль потребностей в познавательной деятельности человека? Какие потребности автор относит к духовным? (С опорой на содержание текста, укажите любые три потребности.) Какую роль играет познавательная деятельность в удовлетворении социальных потребностей?
18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков понятия «деятельность»; – объясните отмеченную автором связь познания и саморазвития личности. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите три вида познания и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о проблеме познаваемости мира. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке детских игрушек в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если резко возрастут требования гигиены к производству игрушек?
22. «Какая разница, какой ты национальности, творение Всевышнего? В первую очередь ты человек. Не осмеливайся забывать об этом никогда. Не кичись своей национальностью, ибо плохих или хороших наций нет. Все мы равны для Бога» — эту фразу сказал Мохаммед Али во время одного из своих интервью. О каком явлении в национальной сфере идет речь? От чего он предостерегает, чего предлагает избегать? Охарактеризуйте это явление. В чем его опасность?
23. Конституция Российской Федерации закрепляет правовой характер российского государства. На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три объяснения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировая торговля». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах.
25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость ведения международной торговли для государства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.) 2) Какие методы протекционистской политики вы знаете? (Назовите три любых способа.) 3) Для каждого из указанных в пункте 2 методов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Вам будет интересно:
ЕГЭ по обществознанию 11 класс 2024. Новый тренировочный вариант №6 (задания и ответы)